Если Ваш ребёнок занимается с логопедом. Что закреплять с ребёнком? Какие навыки? В этом помогает такая форма взаимосвязи как тетрадь индивидуальных занятий. Она широко применяется всеми логопедами. В тетрадь записываются задания, и родители могут заниматься с учащимся дома, закрепляя материал в иной обстановке. Это обязательно.
Родители дома спокойно могут выполнять артикуляционную гимнастику, упражнения для развитие мелкой моторики, речевого дыхания, упражнения, помогающие преодолевать ошибки чтения и письма.
Очень часто можно услышать от родителей вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил. Однако не секрет, что значительную часть времени, мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время с пользой для своего ребёнка!
Обратите внимание! Во время выполнения дыхательных упражнений необходимо соблюдать правила:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
Как пишет ваш ребёнок? Нравится ли вам его почерк?
Многие родители даже не задумываются о том, что подготовка руки к письму начинается задолго до прихода в школу.
Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
Если ваш ребёнок долго не застёгивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что – либо из рук, то Вам следует обратить внимание на развитие мелкой моторики рук. Кроме того, всем известно, что, развивая пальчики, мы развиваем речь!
Вопрос: «Когда этим заниматься?». Попробуйте во время приготовления ужина - на кухне! Да и различных «дидактических» материалов на кухне – более чем достаточно!
Разнообразие занятий с крупами и другой кухонной «дидактикой» ограничено лишь вашей фантазией, и каждое из них будет по-своему полезно для пальчиков.
- Макароны
Хороший материал для изучения формы и длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить красками.
Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, буквы и цифры, попутно изучая формы и цвета.
- Игры с природным материалом, крупами.
Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Для игры можно использовать тарелки разных цветов. Насыпьте в них фасоль, считайте – в какой больше всего, в какой меньше всего.
Для ребят постарше можно смешать несколько круп – поиграйте в «Золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру, букву или другой знакомый предмет и, не доставая её из крупы, определить, что ему попалось в руки. А также выкладывать из крупы изученные буквы, составлять слоги и слова.
- Игры мукой или с манной крупой.
Рассыпьте муку или манку на поднос. Пусть ребенок рисует по ней пальчиками. Игры:
«Превращения фигур» - родители рисуют геометрическую фигуру, а дети дорисовывают её, превращая в предмет. Например, круг можно превратить в солнышко.
«Допиши букву», «Напиши букву, которая обозначает первый звук слова...», «Напиши слог, слово» и т.п.
- Игры с солёным тестом.
Поделки из него хранятся долго, ими даже можно играть. Лепите на здоровье!
Вылепите буквы, украсьте их по вашему желанию, подсушите и играйте с настроением! Попробуйте игры:
«Угадай букву» (с закрытыми глазами или в «чудесном мешочке»); «Отберите согласные буквы, обозначающие гласные звуки, и согласные», «Составь слог, слово».
- Игры с крышечками
Возьмите пластиковые баночки и бутылочки разного размера. Снимите с них крышки и перепутайте их. Пусть ребенок подберет к каждой баночке и бутылочке свою крышечку. Закрутит их на бутылочки и баночки вращательными движениями).
Упражнения для развития мелкой мускулатуры рук.
- Разминать пальцами глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку.
- Делать пальчиковую гимнастику.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики. Нанизывать бусинки и пуговки на нитки.
- Завязывать узлы на толстых, тонких верёвках, на шнурках.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашами и мелками. Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
- Заниматься в физкультурном уголке и на снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и др.).
- Разрезать и вырезать ножницами.
- Конструировать из бумаги (оригами).
- Играть шнуровками, шить, вышивать, вязать.
- Упражнения с бумагой.
Можно мять бумагу – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния);
Можно рвать бумагу (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны;
Можно делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать её на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывать силуэт – например, овечка, облачко, кошка и т.п.).
Помните! Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей.
Будьте лучшим примером и помощником вашего ребенка!
Памятка РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ