Специальные условия включают в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения
и воспитания;
- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь;
- предоставление услуг тьютора;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Особенности образовательного процесса детей с ОВЗ:
- организация специального обучения ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- введение в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников;
- использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
- индивидуализация обучения в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
В процессе обучения учитель использует четкие указания; поэтапно разъясняет задания; учит последовательно выполнять задания; повторяет инструкции к выполнению задания; демонстрирует уже выполненное задание (например, решенная математическая задача).
В учебном процессе используются различные виды деятельности: чередование занятий и физкультурные паузы; предоставление дополнительного времени для завершения задания и сдачи домашнего задания; использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; обеспечение учащихся копией конспекта.
Способы оценки достижений и знаний учащихся: индивидуальная шкала оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями; ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки; оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями; акцентирование внимания на хороших оценках; разрешение переделать задание, с которым ученик не справился; использование системы оценок достижений учащихся.
В организации учебного процесса ОБЯЗАТЕЛЬНО: вербальные (словесные) поощрения; ориентировка на позитивное; составление планов, позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения школьника; предоставление учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства; игнорирование незначительных поведенческих нарушений; разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным; осваивание знаний об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
Целью специального образования является построение образовательного процесса с выделением специальных коррекционно-развивающих задач, с введением особых разделов содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных целей, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.