ОБУЧАЮЩИЙ МОДУЛЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ПО ВОПРОСАМ
РАЗВИТИЯ, КОРРЕКЦИИ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
В модуле изложены
психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) и инвалидностью – далее дети с ОВЗ), их особенности логопедического развития, дана информация по вопросам семейного воспитания детей с умственной отсталостью.
К ЧИТАТЕЛЮ
Уважаемые родители (законные представители) ребенка с ОВЗ!
Материалы представлены для самостоятельного изучения и предназначены для родителей (законных представителей) с непедагогическим и немедицинским образованием.
Полагаем, что содержание материала поможет Вам создать оптимальные условия для успешной социализации, получения качественного образования и развития личности ребенка с ОВЗ и инвалидностью.
Авторы модуля глубоко убеждены в том, что только в сотрудничестве со всеми участниками образовательных отношений, возможно создать ситуацию успеха для детей с ограниченными возможности здоровья.
Мы надеемся на внимательное прочтение представленного материала и всегда готовы к диалогу и общению.
Уважаемые читатели, Вы можете ознакомиться с материалами на сайте или скачать их.
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Термин «дети с ограниченными возможностями здоровья сегодня на слуху практически у всех. Его синонимами являются такие сочетания, как: дети с проблемами; дети с особыми нуждами; нетипичные дети; дети с трудностями в обучении; аномальные дети; исключительные дети.
В научной литературе существует несколько определений понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья».
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие
различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Дети с особыми образовательными потребностями (дети со специальными потребностями) – дети, нуждающиеся в коррекционной поддержке и в специальных условиях образования, которые могут быть созданы как в специальных учреждениях, так и в массовых детских садах и школах.
Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) по результатам его обследования.
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения:
специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других условиях.
В основном, это дети: с тяжелыми нарушениями речи; значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Что дает статус «ребенок с ОВЗ»?
1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания).
4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
5. К детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.
Крайне важно, чтобы родители ответственно отнеслись к вопросам образования своего ребенка, своевременно осознали необходимость предоставления ему доступного и качественного образования, а также обеспечили ребенку возможность прохождения комплексного психолого-медико-педагогического обследования, во время которого смогут получить квалифицированные рекомендации специалистов.
Общие особенности, характерные для всех детей с ОВЗ
- нарушения умственной работоспособности;
- недостатки общей мелкой моторики;
- трудности во взаимодействии с окружающим миром;
- изменения способов коммуникации и нарушение средств общения (нарушается речевое общение, возрастает роль невербальных средств коммуникации);
- недостаточность словесного опосредования, в частности;
- нарушение вербализации (озвучивания своего опыта);
- нарушение познания окружающего мира;
- бедность социального опыта;
- трудности социальной адаптации, нарушения взаимодействия с социальной средой;
- нарушение способности к приему и переработке информации:
- уменьшение скорости и объема воспринимаемой информации, нарушение условий хранения информации и ее использования.
ВИДЕОФИЛЬМ "В семье - ребенок с ограниченными возможностями"
СПРАВОЧНИК КОНТАКТОВ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ
ГБОУ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ОПОЧЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Школа-интернат находится по адресу:
Псковская область, г. Опочка, ул. Набережная, д.1
График работы: понедельник - пятница с 8:00 до 17:00. Выходные: суббота, воскресенье.
E-mail: org377@pskovedu.ru
ВЫ ВСЕГДА МОЖЕТЕ СВЯЗАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ
И ЗАДАТЬ ИМ ВСЕ ИНТЕРЕСУЮЩИЕ ВАС ВОПРОСЫ ПО ТЕЛЕФОНАМ
Учебно-воспитательная работа. Организация образовательной деятельности; организация и проведение внеурочной деятельности.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе - (881138) 2-19-37
Заместитель директора по воспитательной работе - (881138) 2-19-37
Психолого-педагогического сопровождение. Консультативная работа с участниками образовательных отношений, диагностическая и коррекционно-развивающая работа.
Педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог – (881138) 2-16-06
Медицинское сопровождение. Медицинское диагностирование, консультации, подключение профильных специалистов.
Медицинская сестра – (881138) 2-16-06