Основу адаптированных программ составляют:
- ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ;
- ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-заключение ПМПК, в котором прописаны специальные образовательные условия;
- заключение Медико-социальной экспертизы о наличии статуса «ребенок-инвалид» и Индивидуальной программы реабилитации (ИПР).
Адаптированная основная образовательная программа (АООП):
- это образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, с учетом конкретных особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося;
- это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые ФГОС объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы;
- в структуру адаптированной основной образовательной программы включаются: учебный план, календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов и иные компоненты;
- АООП составляется для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения (очное, индивидуальное обучение
на дому, а также индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
К организационным условиям проектирования адаптированных образовательных программ относятся:
1) наличие в образовательном учреждении службы сопровождения (психолого-медико-педагогической консилиум);
2) наличие подготовленных педагогических кадров;
3) согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе. При условии несогласия родителей на прохождение ПМПК и психолого-педагогическое сопровождение, такому ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.
Адаптированная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий детей:
- Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;
- Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды;
- Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
На основе АООП (вариант 2) образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью. Целью реализации такой программы является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимальной возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах. Программа разрабатывается на одни год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии его родителей.