Развитие детей, поступающих в школу, определяется как готовность к школьному обучению или «психологическая готовность». В это понятие входит несколько компонентов:
- интеллектуальная готовность;
- личностная готовность;
- физическая готовность;
- речевая готовность.
Ребёнок будет хорошо учиться, если все эти компоненты достаточно хорошо развиты.
К сожалению, у большинства детей, поступающих в школу, наблюдается недостаточная речевая готовность. Дети не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картине дети просто перечисляют изображенные предметы или называют действия, но не определяют где происходит действие, в какое время, какие взаимоотношения между героями, почему произошло то или иное событие. Эти недостатки особенно ощутимы у детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Речевая готовность ребёнка к школе определяется следующими составляющими:
Речевая коммуникация |
К 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учётом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться нормами речевого этикета.
|
Словарь |
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточный словарный запас. В словаре 6 – 7 летнего ребёнка должны быть все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, предлоги, союзы, частицы; он должен активно использовать антонимы (грустный – весёлый, молодой – старый, высоко – низко), синонимы (пёс – собака, псина). Словарный запас в этом возрасте должен составлять от 4 до 5 тыс. слов. Одним из критериев достаточного словарного запаса является знание обобщающих понятий: «Мебель», «Овощи», «Фрукты» и т.д. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь: - самим говорить правильно; - побольше времени находить для общения с ребёнком; - заниматься с ним. |
Грамматический строй речи |
Когда у ребёнка большой словарный запас – это замечательно, но не менее важно владеть умением грамотно строить предложения. Это позволяет ребёнку: · понятно высказываться, · точно выражать свои мысли, · нормально общаться со сверстниками и со взрослыми. Слова нужно правильно согласовывать между собой, правильно изменять и образовывать новые. Ребёнок должен употреблять в своей речи различные союзы, которые соединяют простые предложения в сложные. |
Связная речь |
К 7 годам ребёнок должен свободно:
|
Фонематические процессы |
До школы ребёнок должен научиться выделять звуки в словах, делить слова на слоги, освоить понятия «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный и согласный звук», «ударение», «твердый и мягкий согласный звук», «ударный и безударный гласный звук». |
Эти умения являются основой для того, чтобы научиться грамотно читать и писать.
Чтобы успешно освоить чтение и письмо необходимо:
- определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах;
- различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие (ознакомление с характеристикой звуков);
- находить ударный слог и звук в словах;
- выделять из речи слова;
- ориентироваться в его слоговой структуре.
Отклонения в речевом развитии детей, поступающих в первый класс, носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка. Однако без оказания своевременной логопедической помощи они приводят к стойким специфическим ошибкам в письме и чтении.
Памятка ПРАВИЛА РЕЧИ