Психолого-педагогическое сопровождение – это значимый компонент психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ в целом. Дословно «сопровождать» означает «идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого».
В данном модуле психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ рассматривается как комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
Общие задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ обучающегося в общеобразовательной школе:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
решение учебных трудностей, проблем с выбором образовательного и профессионального маршрута;
преодоление нарушений эмоционально - волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
•развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Команда объединяет учителей, учителей-дефектологов, психологов, социальных педагогов, представителей родительского актива.
Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим комплексность процесса сопровождения.
Сопровождение в образовательном процессе могут обеспечить учитель- дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, классный руководитель, учителя-предметники, социальный педагог, учитель дополнительного образования и т.д.
Учитель-дефектолог в системе сопровождения осуществляет следующие функции:
- обследует, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у учащихся дефекта, комплектует группы для занятий с учётом психологического состояния детей, проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций и их максимальной коррекции, работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки;
- консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии;
- способствует формированию общей культуры личности обучающихся, осознанному выбору и освоению профессиональных программ;
- использует разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов;
- реализует образовательные программы;
- обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию.
В обязанности учителя-логопеда системы сопровождения входит:
- всестороннее изучение речи обучающихся;
- проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии;
- оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка.
Для логопедических занятий в учебном плане предусматриваются часы в соответствии с учебными планами специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Педагог-психолог
-выявляет особенности интеллектуального развития, личностные и поведенческие реакции;
- проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений;
- оказывает методическую помощь учителям;
- развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.
Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, (учителя-предметники) проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учёт освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом ведут карты сопровождения учащихся.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ — необходимое звено образования. Тьютор — это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно войти в школьную среду. В результате работы тьютера ребенок с ОВЗ получает возможность иметь высокий образовательный уровень и успешно развиваться в социуме.
Классный руководитель осуществляет деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса.
Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в создание благоприятных условий для развития личности ребенка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем, защита ребенка в его личностном пространстве, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.
Учителя дополнительного образования. Организация дополнительного образования в рамках школы для детей с ОВЗ – необходимая составляющая учебно-воспитательного процесса. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает общее образование, способствует практическому применению знаний, умений и навыков, полученных на уроках, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу, получают возможность полноценной организации свободного времени.
Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители. Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач школьной жизнедеятельности, он стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательны, вредны и даже опасны для ребенка как c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций. Это требует выстраивания определенной системы работы с родителями обучающихся, которая поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим ребенком.
Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья. Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения обучающегося.