Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Известно, что заикающихся в нашей стране детей от 1,5 до 2,2 процента. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой.
Обычно заикание возникает в возрасте от 2 до 5 лет, когда фразовая речь активно развивается, и при отсутствии необходимой помощи оно может сохраняться долгие годы.
Усиление заикания обычно бывает в первый год школьного обучения, а затем в подростковом возрасте.
Заикание у мальчиков встречается чаще, чем у девочек, примерно в три-четыре раза.
Заикание - это следствие судорог мышц речевого аппарата.
При заикании у детей нарушаются темп и ритм речи, ребенок повторяет отдельные звуки, слоги и даже слова по несколько раз, запинается. Нарушается речевое дыхание, возникает страх перед речью, желание вообще не разговаривать.
Как вести себя с ребёнком, если появилось заикание?
Прежде всего - не паниковать. Ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо». Не обращать внимания на повторение им слогов или слов, чтобы не закрепить этот дефект. И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.
Если ребенок начинает говорить с запинками, родители должны тут же прийти на помощь, договорив за него слово или фразу.
При первых же симптомах появления заикания следует обратиться к врачу-неврологу, так как невозможно преодолеть заикание без лечения нервной системы. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется.
Для преодоления заикания необходим целый комплекс мероприятий:
- лечение, назначенное врачом-неврологом, направленное на оздоровление нервной системы и организма в целом;
- занятия с психологом, которые помогут преодолеть последствия психологической травмы, если они имели место (испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни);
- коррекционные занятия с логопедом;
- обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий.
ВЫПОЛНЯЙТЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ!
Учитывая тот факт, что у заикающегося ребёнка ослаблена нервная система, ему требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, охранительный режим, доброжелательное общение с ребенком. Но это не значит, что заикающегося ребенка надо считать больным, чрезмерно опекать, потакать его капризам.
Нельзя баловать детей, исполняя любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Необходимо просто создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка.