Родителям, которые воспитывают детей с ОВЗ, следует знать об отклонениях в речевом развитии, об их причинах и, самое главное, о том, как они сами, своими силами, могут помочь детям.
Как показывают исследования, за первые 6 лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. Именно в этом возрасте закладываются основы дальнейшего благополучия ребёнка. Это наиболее благоприятный период и для овладения правильной речью.
Помощь детям в возрасте от 2,5 до 7 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речи, даст намного больше результатов, чем после 7-ми лет. В этом возрасте логопед и родители, выполняющие его рекомендации, не столько исправляют речь, сколько формируют ее, направляя в нужное русло, стимулируют положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться значительной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.
При умственной отсталости у детей наблюдается слабая любознательность, замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому.
Всё это оказывает влияние на развитие речи. Чаще всего у ребенка в той или иной степени не сформированы все стороны речи: фонематическая, лексическая, грамматическая. Рассмотрим конкретнее, что это означает.
Фонематическая сторона – фонематический слух или речевой слух - это способность понимать из каких звуков состоят слова, что помогает ребёнку правильно их повторять и понимать значение.
Лексическая сторона речи ребёнка - это запас слов, который у него есть, понимание этих слов и точное их употребление. (Слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности). Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным - употребление их в речи.
Грамматическая сторона речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях.
Развитие речевого (фонематического) слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Первые слова произносятся не в 1-1,5 года, а на третьем, четвертом году жизни. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4-5 годам.
Всех детей с умственной отсталостью объединяет недостаточное понимание обращенной к ним речи.
Произнося фразы, ребёнок с ОВЗ часто искажает звуки в слове, т.е. нарушено звукопроизношение. Как правило, не умеет согласовывать слова, особенно числительные с существительными (два конфета, один яблоко), т.е. нарушен грамматический строй. Употребляемые им предложения примитивны по своей конструкции, с большим количеством ошибок. «Девочка пошел школа»; «Бабушка читают газету»; «Собака… курица… несла», «Я пошла гости… гости пошли».
У детей с ОВЗ довольно часто не развит артикуляционный аппарат, т.е. губы, язык не могут выполнять движения, нужные для правильного произнесения звуков в словах.
Дети часто не понимают те слова, которые используют люди вокруг них.
У умственно отсталого ребенка медленно развивается словарь, для него характерен ограниченный словарный запас. Большая часть слов входит в пассивный словарь, и лишь небольшая часть в активный.
Умственно отсталые дети проявляют пассивность в общении, они редко бывают инициаторами беседы и испытывают огромные трудности в овладении монологической речью.
Наиболее доступной является диалогическая речь, так как при формулировании своих высказываний умственно отсталые дети опираются на речь собеседника. Ребенок долгое время общается только в вопросно-ответной форме.
Дети с ОВЗ, как правило, неточно воспринимают указания взрослого и далеко не всегда действуют в соответствии с этими указаниями даже в тех случаях, когда хорошо их понимают.
Речь умственно отсталых детей невыразительна, монотонна, бедна интонациями.
Такие дети очень редко задают вопросы, поэтому необходимо родителям самим рассказывать малышу о происходящем вокруг.
У школьников с умственной отсталостью чаще всего бывает много ошибок на письме, трудности овладения техникой чтения. Около 60% учащихся коррекционных школ имеют недостатки звукопроизношения.