Главная | Регистрация | Вход | RSS | Понедельник, 04.11.2024, 23:42 |
Приветствую Вас Гость |
|
Экспериментальная площадка ГУО Псковской области, ПОИПКРОЗАСЕДАНИЕЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УЧЕНОГО СОВЕТА ПОИПКРО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА ОПОЧЕЦКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА"Новая модель взаимодействия общего и специального образования по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. Проект "Доверие". Итоги реализации проекта"
Доклад "Результаты работы областной экспериментальной площадки "Новая модель взаимодействия общего и специального образования по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья"Презентация "Результаты работы областной экспериментальной площадки "Новая модель взаимодействия общего и специального образования по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья"Итоги заседания "Результаты работы областной экспериментальной площадки "Новая модель взаимодействия общего и специального образования по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья"Новая модель взаимодействия общего и специального образования по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья«Я глубоко убежден в том, что со временем массовые общеобразовательные школы по необходимости превратятся в адаптивные, где с учётом социокультурных особенностей региона, запроса населения и требований государства, по возможности гибко по отношению к детям, с их психофизиологическими особенностями, способностями, склонностями будет организован учебно-воспитательный процесс». Е.А.Ямбург Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству. В Законе Российской Федерации "Об образовании" (1996), Концепции модернизации Российского образования до 2010 г., Национальной доктрине образования в РФ (2000) отражены принципы образовательной политики в нашей стране, важнейшими из которых являются гуманистический характер, общедоступность и адаптивность системы образования к особенностям развития учащихся. На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов вследствие наметившейся тенденции к изменению традиционного, авторитарного обучения и воспитания в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному. В этой связи можно видеть рост интереса со стороны педагогической общественности к психологической проблематике, к обсуждению проблемы интеграции детей с особыми нуждами в общеобразовательную среду и создания новых технологий для работы с ними. В Псковской области 801 тыс.детей. Из них - 7% - дети с ограниченными возможностями здоровья. В специальных коррекционных школах, школах – интернатах обучается 1700 детей с ограниченными возможностями здоровья. В 227 специальных коррекционных классах муниципальных общеобразовательных школ интегрировано обучается еще 2916 детей: 2269 детей с задержкой психического развития (172 класса) и 647 детей с нарушениями интеллекта (55 классов). В 2007 году из 887 детей – инвалидов 403 обучалось в массовых школах, 405 – в специальных коррекционных школах, школах – интернатах, 69 в специальных коррекционных классах, 134 ребенка – инвалида получают образование на дому. Отношение к людям с ограниченными возможностями служит индикатором развитости общественного сознания. В последние годы в нашей стране это отношение начинает улучшаться. Однако, все еще сохраняется положение изоляции детей и людей с нарушениями здоровья и отсутствуют благоприятные условия для социальной интеграции их в различные социальные структуры. Интеграция в общество человека с нарушениями в развитии, особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и получение образования, наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, благоприятных его развитию В настоящее время в России существует система образования, при которой дети с особыми возможностями здоровья преимущественно обучаются в школах и школах – интернатах, выделенных в отдельную структуру образования – специальное образования и разделены по структуре своего физического дефекта. Тем самым в системе сопровождения детей с ОВЗ возникают противоречия: • между необходимостью создания целостной системы раннего выявления и сопровождения детей с ОВЗ начиная с дошкольного образования и заканчивая профессиональным самоопределением и трудоустройством людей с ОВЗ в социум и отсутствием целенаправленного системного исследования данной проблемы • между потребностью общества в формировании активной жизненной позиции ребёнка с ОВЗ и социально-экономическими трудностями адаптации детей с ОВЗ в обществе. По общероссийской статистике, к сожалению, только 5 % выпускников интернатных учреждений успешно социализируются в обществе • Существующей нормативно – правовой базой о равных правах на образование лиц с нарушениями в развитии и реальными социально - педагогическими условиями их реализации В современных условиях возникает необходимость создания новой модели специального образования, отвечающего нормам действующего международного права, требованиями российского законодательства и запросами общества. На данном историческом отрезке ведущей тенденцией развития системы специального образования признается концепция интеграции. Поиск путей интегрированного обучения обусловлен негативными сторонами специального образования, связанными с изоляцией (сегрегацией) детей, неравенством шансов на образование, формированием негативного образца социального поведения, что ведет к социальной дезадаптации, ограничивает возможности формирования полноценной личности. Исследование данной проблемы и анализ федеральных и зарубежных проектов интегрированного обучения позволяет установить наличие неиспользованных резервов социально-педагогической интеграции во взаимодействии специального и общего образования. Основной принцип интегративного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждением создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц. Интегративное образование - это такая форма обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями: — посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи, — находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста, — имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные планы; — обеспечиваются необходимой социально – психологической поддержкой. Идея интегрированного обучения не нова. 20 – 30 лет назад по дороге интегрированного обучения пошли страны запада, США. В настоящее время там созданы такие условия, что люди с ОВЗ перестают чувствовать себя ущемленными в своих правах. Для них просто создаются нормальные условия. Мы только начинаем работу в направлении интеграции специального образования в общеобразовательную школу. На первых шагах в этом направлении возникают проблемы. Данные проблемы можно условно разделить на проблемы организационного и проблемы социального характера. К проблемам организационного характера можно отнести: • недостаточная нормативно – правовая база по спецобразованию в общеобразовательных школах • отсутствие специалистов, способных эффективно работать в системе интегрированного обучения детей • разработка индивидуальных образовательных маршрутов, с учетом особых образовательных потребностей детей • недостаточная осведомленность родителей о своих правах к проблемам социального характера можно отнести: • общественное мнение по вопросам совместного обучения детей • отсутствие мотивации и личностной готовности педагогов к обучению детей с ОВЗ • нежелание учеников и их родителей обучаться совместно с детьми с ОВЗ Своеобразие проекта новой модели специального образования заключается в создании сетевого сообщества дистанционного обучения на базе специальной коррекционной школы. Под научным руководством ПОИПКРО в школе – интернате создан консультационный центр для педагогов и других специалистов Опочецкого района. В школе – интернате в настоящее время достигнут определенный уровень мастерства по обучению и сопровождению детей с нарушениями интеллектуального развития. Педагоги делятся своим опытом через систему семинаров, педагогических советов, индивидуальных консультаций, публикацию методических пособий с учителями, не имеющими специального дефектологического образования. Передача опыта носит очно – заочный характер. Педагоги общеобразовательных школ посещают открытые уроки в специальной школе, советуются по актуальным педагогическим проблемам с специалистами школы-интерната. С помощью дистанционного обучения педагоги самых отдаленных школ и волостей задают свои вопросы и проводят консультации вопросам и затруднениям. Также любую консультативную помощь и сопровождение получают семьи, воспитывающие детей с ОВЗ и сами дети. Цель проекта. Создание новой модели специального образования на основе сетевого сообщества для интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу с целью их успешной социализации Задачи проекта • Обеспечение доступности и качества образования детей с ОВЗ в соответствии с нормами действующего международного права, требованиями российского законодательства и запросами граждан; • Создание системы консультационных пунктов и сетевого сообщества на базе учреждения специального образования; • Реализация индивидуальных образовательных программ в соответствии с потребностями каждого ребенка; • Повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательной школе; • Обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, оказание им поддержки • Воспитание толерантности общества в отношении к людям с ОВЗ Модель интеграции зависит от отношения образовательного учреждения к образовательной системе, в которой осуществляется процесс интеграции, то есть системе специального или общего образования Основные направления работы по проекту мы выбрали, опираясь на участников нашего проекта: - сопровождение педагогов общеобразовательных школ, работающих с детьми с ОВЗ, - сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ, - подготовка общества к толерантному отношению к людям с ограниченными возможностями. Цель интегрирования образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Интеграция – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. А самое главное - ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает возможность жить в семье, перенимать культурные трациции, учиться бытовым навыкам самообслуживания. Ожидаемые результаты проекта Для детей с ограниченными возможностями здоровья: • новые друзья в школе и микрорайоне, где они живут; • новые знания о школе и людях, живущих рядом; • социальные умения и навыки (общение с людьми разных возрастов, умение работать в творческой группе); • опыт самореализации в мире людей; • возможность проживания в семье. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ: • повышение социальной и педагогической компетентности родителей; сохранение и укрепление семейных отношений, передача социального опыта; • социализация ребёнка. Для педагогов общеобразовательных школ: • повышение профессиональной компетентности; • опыт работы с детьми с ОВЗ; • профилактика профессионального выгорания. Для специальной коррекционной школы-интерната: • рост профессиональной компетентности педагогов; • опыт работы педагогов в сетевом сообществе; • интеграция детей специальной школы. На уровне муниципалитета: • создание единого коррекционно-развивающего пространства для детей с ОВЗ; • создание сетевого педагогического сообщества; • новый уровень работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ. На областном уровне: • создание модели взаимодействия специального и общего образования; • повышение профессиональной компетентности всех участников образовательного процесса. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |