ЗАСЕДАНИЕ
ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УЧЕНОГО СОВЕТА ПОИПКРО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА ОПОЧЕЦКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
"Новая модель взаимодействия общего и специального образования по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. Проект "Доверие". Итоги реализации проекта"
Доклад "Результаты работы областной экспериментальной площадки "Новая модель взаимодействия общего и специального образования по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья"
Презентация "Результаты работы областной экспериментальной площадки "Новая модель взаимодействия общего и специального образования по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья"
Итоги заседания "Результаты работы областной экспериментальной площадки "Новая модель взаимодействия общего и специального образования по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья"
Новая модель взаимодействия общего и специального образования по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья
«Я глубоко убежден в том,
что со временем массовые общеобразовательные школы
по необходимости превратятся в адаптивные,
где с учётом социокультурных особенностей региона,
запроса населения и требований государства,
по возможности гибко по отношению к детям,
с их психофизиологическими особенностями,
способностями, склонностями будет организован
учебно-воспитательный процесс».
Е.А.Ямбург
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству. В Законе Российской Федерации "Об образовании" (1996), Концепции модернизации Российского образования до 2010 г., Национальной доктрине образования в РФ (2000) отражены принципы образовательной политики в нашей стране, важнейшими из которых являются гуманистический характер, общедоступность и адаптивность системы образования к особенностям развития учащихся.
На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов вследствие наметившейся тенденции к изменению традиционного, авторитарного обучения и воспитания в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному. В этой связи можно видеть рост интереса со стороны педагогической общественности к психологической проблематике, к обсуждению проблемы интеграции детей с особыми нуждами в общеобразовательную среду и создания новых технологий для работы с ними.
В Псковской области 801 тыс.детей. Из них - 7% - дети с ограниченными возможностями здоровья.
В специальных коррекционных школах, школах – интернатах обучается 1700 детей с ограниченными возможностями здоровья. В 227 специальных коррекционных классах муниципальных общеобразовательных школ интегрировано обучается еще 2916 детей: 2269 детей с задержкой психического развития (172 класса) и 647 детей с нарушениями интеллекта (55 классов).
В 2007 году из 887 детей – инвалидов 403 обучалось в массовых школах, 405 – в специальных коррекционных школах, школах – интернатах, 69 в специальных коррекционных классах, 134 ребенка – инвалида получают образование на дому.
Отношение к людям с ограниченными возможностями служит индикатором развитости общественного сознания. В последние годы в нашей стране это отношение начинает улучшаться. Однако, все еще сохраняется положение изоляции детей и людей с нарушениями здоровья и отсутствуют благоприятные условия для социальной интеграции их в различные социальные структуры.
Интеграция в общество человека с нарушениями в развитии, особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и получение образования, наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, благоприятных его развитию
В настоящее время в России существует система образования, при которой дети с особыми возможностями здоровья преимущественно обучаются в школах и школах – интернатах, выделенных в отдельную структуру образования – специальное образования и разделены по структуре своего физического дефекта. Тем самым в системе сопровождения детей с ОВЗ возникают противоречия:
• между необходимостью создания целостной системы раннего выявления и сопровождения детей с ОВЗ начиная с дошкольного образования и заканчивая профессиональным самоопределением и трудоустройством людей с ОВЗ в социум и отсутствием целенаправленного системного исследования данной проблемы
• между потребностью общества в формировании активной жизненной позиции ребёнка с ОВЗ и социально-экономическими трудностями адаптации детей с ОВЗ в обществе. По общероссийской статистике, к сожалению, только
5 % выпускников интернатных учреждений успешно социализируются в обществе
• Существующей нормативно – правовой базой о равных правах на образование лиц с нарушениями в развитии и реальными социально - педагогическими условиями их реализации
В современных условиях возникает необходимость создания новой модели специального образования, отвечающего нормам действующего международного права, требованиями российского законодательства и запросами общества.
На данном историческом отрезке ведущей тенденцией развития системы специального образования признается концепция интеграции. Поиск путей интегрированного обучения обусловлен негативными сторонами специального образования, связанными с изоляцией (сегрегацией) детей, неравенством шансов на образование, формированием негативного образца социального поведения, что ведет к социальной дезадаптации, ограничивает возможности формирования полноценной личности.
Исследование данной проблемы и анализ федеральных и зарубежных проектов интегрированного обучения позволяет установить наличие неиспользованных резервов социально-педагогической интеграции во взаимодействии специального и общего образования.
Основной принцип интегративного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждением создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц.
Интегративное образование - это такая форма обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:
— посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи,
— находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста,
— имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные планы;
— обеспечиваются необходимой социально – психологической поддержкой.
Идея интегрированного обучения не нова. 20 – 30 лет назад по дороге интегрированного обучения пошли страны запада, США. В настоящее время там созданы такие условия, что люди с ОВЗ перестают чувствовать себя ущемленными в своих правах. Для них просто создаются нормальные условия. Мы только начинаем работу в направлении интеграции специального образования в общеобразовательную школу. На первых шагах в этом направлении возникают проблемы. Данные проблемы можно условно разделить на проблемы организационного и проблемы социального характера.
К проблемам организационного характера можно отнести:
• недостаточная нормативно – правовая база по спецобразованию в общеобразовательных школах
• отсутствие специалистов, способных эффективно работать в системе интегрированного обучения детей
• разработка индивидуальных образовательных маршрутов, с учетом особых образовательных потребностей детей
• недостаточная осведомленность родителей о своих правах
к проблемам социального характера можно отнести:
• общественное мнение по вопросам совместного обучения детей
• отсутствие мотивации и личностной готовности педагогов к обучению детей с ОВЗ
• нежелание учеников и их родителей обучаться совместно с детьми с ОВЗ
Своеобразие проекта новой модели специального образования заключается в создании сетевого сообщества дистанционного обучения на базе специальной коррекционной школы. Под научным руководством ПОИПКРО в школе – интернате создан консультационный центр для педагогов и других специалистов Опочецкого района. В школе – интернате в настоящее время достигнут определенный уровень мастерства по обучению и сопровождению детей с нарушениями интеллектуального развития. Педагоги делятся своим опытом через систему семинаров, педагогических советов, индивидуальных консультаций, публикацию методических пособий с учителями, не имеющими специального дефектологического образования. Передача опыта носит очно – заочный характер. Педагоги общеобразовательных школ посещают открытые уроки в специальной школе, советуются по актуальным педагогическим проблемам с специалистами школы-интерната. С помощью дистанционного обучения педагоги самых отдаленных школ и волостей задают свои вопросы и проводят консультации вопросам и затруднениям. Также любую консультативную помощь и сопровождение получают семьи, воспитывающие детей с ОВЗ и сами дети.
Цель проекта.
Создание новой модели специального образования на основе сетевого сообщества для интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу с целью их успешной социализации
Задачи проекта
• Обеспечение доступности и качества образования детей с ОВЗ в соответствии с нормами действующего международного права, требованиями российского законодательства и запросами граждан;
• Создание системы консультационных пунктов и сетевого сообщества на базе учреждения специального образования;
• Реализация индивидуальных образовательных программ в соответствии с потребностями каждого ребенка;
• Повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательной школе;
• Обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, оказание им поддержки
• Воспитание толерантности общества в отношении к людям с ОВЗ
Модель интеграции зависит от отношения образовательного учреждения к образовательной системе, в которой осуществляется процесс интеграции, то есть системе специального или общего образования
Основные направления работы по проекту мы выбрали, опираясь на участников нашего проекта:
- сопровождение педагогов общеобразовательных школ, работающих с детьми с ОВЗ,
- сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ,
- подготовка общества к толерантному отношению к людям с ограниченными возможностями.
Цель интегрирования образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Интеграция – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. А самое главное - ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает возможность жить в семье, перенимать культурные трациции, учиться бытовым навыкам самообслуживания.
Ожидаемые результаты проекта
Для детей с ограниченными возможностями здоровья:
• новые друзья в школе и микрорайоне, где они живут;
• новые знания о школе и людях, живущих рядом;
• социальные умения и навыки (общение с людьми разных возрастов, умение работать в творческой группе);
• опыт самореализации в мире людей;
• возможность проживания в семье.
Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ:
• повышение социальной и педагогической компетентности родителей; сохранение и укрепление семейных отношений, передача социального опыта;
• социализация ребёнка.
Для педагогов общеобразовательных школ:
• повышение профессиональной компетентности;
• опыт работы с детьми с ОВЗ;
• профилактика профессионального выгорания.
Для специальной коррекционной школы-интерната:
• рост профессиональной компетентности педагогов;
• опыт работы педагогов в сетевом сообществе;
• интеграция детей специальной школы.
На уровне муниципалитета:
• создание единого коррекционно-развивающего пространства для детей с ОВЗ;
• создание сетевого педагогического сообщества;
• новый уровень работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ.
На областном уровне:
• создание модели взаимодействия специального и общего образования;
• повышение профессиональной компетентности всех участников образовательного процесса.