2024/2025 учебный год
С 10 марта по 14 апреля 2025 года прошли Курсы повышения квалификации в Региональном ресурсном центре, которые были посвящены важной теме создания специальных условий для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Образовательный процесс для таких учащихся требует особого внимания и серьезных знаний, которые помогут педагогам эффективно взаимодействовать с учениками и адаптировать образовательные программы под их индивидуальные потребности.
Цели курса:
- Освещение актуальных вопросов организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
- Изучение методов и приемов работы с детьми с интеллектуальными нарушениями.
- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.
В результате обучения педагоги смогут:
- Создавать условия для эффективного обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
- Применять современные методы и технологии в работе с данной категорией учеников.
- Адаптировать учебные планы и программы в соответствии с потребностями обучающихся.
Обучение прошли 20 педагогов Псковской области с с получением удостоверения ПОИПКРО о повышении квалификации в количестве 72 часов.
29 января 2025 года в рамках работы Регионального ресурсного центра прошел вебинар на тему: «Итоговая аттестация обучающихся в соответствии с реализацией ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». В мероприятии приняли участие заместители директоров по УВР инклюзивных образовательных учреждений, учителя и специалисты, работающие с учащимися с умственной отсталостью. В ходе вебинара были обсуждены ключевые темы, важные для успешной итоговой аттестации:
Нормативно-правовые документы: Участникам были представлены актуальные законы и положения, регламентирующие порядок проведения итоговой аттестации. Специалисты подчеркнули, что знание этих документов является основой для эффективной работы в образовательной среде.
Подготовка к комплексной межпредметной оценке результатов: Обсуждались особенности организации учебного процесса с акцентом на подготовку детей к итоговой аттестации. Особое внимание уделялось индивидуальным подходам в зависимости от потребностей каждого ученика.
Психолого-педагогическое сопровождение: Участники изучили важность психологической поддержки обучающихся в период подготовки и проведения итоговой аттестации. Многие отметили необходимую роль педагогов и психологов в создании комфортной и поддерживающей среды.
Вебинар продемонстрировал высокую заинтересованность участников в данной теме и необходимость дальнейшего обмена опытом и лучшими практиками. Мы благодарим всех, кто принял участие, и надеемся на продолжение продуктивного сотрудничества!
17 декабря 2024 года осуществилась замечательная возможность для педагогов, родителей и детей с особенностями развития узнать о возможностях Регионального ресурсного центра на базе Опочецкой специальной (коррекционной) школы-интерната, познакомиться с программами и методиками, которые помогают детям с ограниченными возможностями здоровья развиваться и адаптироваться в обществе. В День открытых дверей гости мероприятия смогли посетить открытые уроки, коррекционно-развивающие и спортивно-оздоровительные занятия, посмотреть фрагмент новогоднего концерта.Специалисты Ресурсного центра рассказали о методах работы с детьми с ОВЗ, педагоги общеобразовательных школ поделились успешными примерами интеграции таких детей в образовательный процесс и обсудили важные аспекты психолого-педагогической поддержки. Для родителей это была хорошая возможность задать вопросы специалистам, получить советы по обучению и воспитанию, обсудить проблемы, с которыми они сталкиваются, узнать о новых подходах и ресурсах. Важно, что в рамках Дня открытых дверей провелись консультации, где каждый смог обратиться за помощью и рекомендациями. Дети тоже не остались в стороне: для них были организованы посещения уроков и занятий, которые помогли развить навыки общения и самовыражения. Это создало дружелюбную атмосферу, способствовало снятию напряжения и помогло детям почувствовать себя комфортно и уверенно. День открытых дверей в Региональном ресурсном центре — это не только информативное мероприятие, но и возможность для всех участников ощутить поддержку и единение. Это встреча, которая напоминает всем, что каждый ребёнок, независимо от своих ограничений, имеет право на полноценное и счастливое детство.
20 ноября 2024 года прошёл вебинар по теме: «Актуальные вопросы организации образовательного процесса детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». На вебинаре была представлена деятельность Регионального ресурсного центра, который оказывает методическую поддержку и помощь в организации образовательного процесса для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рассматривались следующие основные направления работы центра:
- Разработка и внедрение индивидуальных программ обучения, учитывающих специфические потребности каждого ребенка.
- Проведение тренингов и мастер-классов для педагогов, направленных на совершенствование их профессиональных навыков и освоение новых методик работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Сопровождение образовательных учреждений в вопросах инклюзии и создание адаптированной образовательной среды.
- Консультирование родителей и специалистов по актуальным вопросам воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
В рамках вебинара участники поделились опытом использования инновационных методов и технологий, таких как:
- Игровые технологии, способствующие развитию социальных навыков у детей.
- Всевозможные арт-терапевтические подходы для развития творческих способностей и самовыражения.
- Интерактивные занятия, которые позволяют детям лучше усваивать учебный материал через практику и активное участие.
Были представлены новые учебные пособия, программы и мультимедийные ресурсы, которые помогут педагогам в более эффективной работе с детьми с особыми потребностями.
В завершение вебинара прошла сессия вопросов и ответов, где эксперты отвечали на интересующие специалистов вопросы, касающиеся образовательных стратегий, методических материалов и взаимодействия с родителями.
Данный вебинар стал важным шагом в создании единого сообщества специалистов, работающих в данной области, и способствовал обмену опытом и идеями для повышения качества образования детей с умственной отсталостью.
7 и 8 ноября 2024 года Региональный ресурсный центр по сопровождению образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), созданный на базе ГБОУ Псковской области "Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат" заключил договор о сотрудничестве с Администрацией Плюсского района и Управлением образования, физической культуры и спорта Администрации Невельского муниципального округа. Это сотрудничество предполагает совместные мероприятия, направленные на улучшение условий обучения и социализации детей с ОВЗ, а также обмен опытом и ресурсами между районами для повышения качества образовательных услуг.
Такое партнерство представляет собой важный шаг в поддержке и развитии соответствующих программ, что положительно скажется на жизни детей и их семей в этих районах. Если вам нужна более подробная информация о конкретных мероприятиях или инициативах, которые планируются в рамках этого сотрудничества, дайте знать!
2023/2024 учебный год
24 апреля 2024 нода прошёл практико-ориентированный вебинар «Реализация программы формирования базовых учебных действий – основа личностных и предметных результатов освоения ФАООП» На прошедшем вебинаре обсудили ключевые аспекты, касающиеся реализации программы формирования базовых учебных действий (БУД) у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Основные темы вебинара:
-Реализация программы формирования БУД. Участники активно обсуждали, как правильно внедрять программу формирования БУД, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Особое внимание уделялось необходимости создания адаптированных образовательных сред, которые способствуют эффективному обучению и развитию мотивации к учёбе.
-Система работы по формированию БУД у обучающихся с умственной отсталостью. Презентованы лучшие практики и методики, используемые для детей с интеллектуальными нарушениями. Обсуждены подходы, которые помогают развивать не только академические навыки, но и социальные компетенции, что крайне важно для социальных взаимодействий детей в будущем.
-Комплексная диагностика сформированности БУД. Участники узнали о современных инструментах и методах диагностики, позволяющих выявить уровень формирования базовых учебных действий у учащихся. Особое внимание было уделено важности формирующих оценок, которые помогут учителям корректировать свои подходы и стратегии обучения на основе полученных данных.
Вебинар вызвал активное обсуждение, участников вдохновило множество идей и рекомендаций, которые они смогут применять на практике. Уверены, что совместные усилия педагогов, специалистов и родителей приведут к положительным изменениям в образовательном процессе и обеспечат успешное освоение ФГОС нашими детьми.
Спасибо всем участникам за интересные вопросы и активное участие! Надеемся на дальнейшее сотрудничество и обмен опытом в этой важной сфере.
Мы рады сообщить об успешном завершении Курсов повышения квалификации по теме «Создание специальных условий при организации образовательного процесса детей с ОВЗ (умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в общеобразовательном учреждении» (10 марта - 7 апреля 2024 года). В течение 72 часов 25 педагогов углублённо изучали особенности работы с детьми, имеющими умственную отсталость или интеллектуальные нарушения. Курсы были направлены на развитие компетенций, необходимых для создания эффективной и комфортной образовательной среды для всех учеников, независимо от их особенностей. Педагоги получили ценные знания и практические навыки по следующим направлениям:
- правовые аспекты инклюзивного образования;
- психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью;
- методики и технологии адаптации учебного процесса под потребности каждого ученика;
- разработка индивидуальных образовательных программ;
- взаимодействие с родителями и специалистами (психологами, дефектологами и др.).
По итогам обучения каждый педагог получил удостоверение о повышении квалификации ПОИПКРО, подтверждающее их профессиональный рост и готовность к работе в условиях инклюзии. Мы уверены, что полученные знания и навыки помогут педагогам создать более комфортные и эффективные условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также способствовать их успешной интеграции в общеобразовательное пространство.
20 февраля 2024 года в рамках деятельности Регионального ресурсного центра состоялись инклюзивные занятия в СП "Гимназия имени А.Д. Петрова" Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Центр образования Опочецкого района". В мероприятии приняли участие педагоги из Опочецкого, Пустошкинского и Себежского районов, а также специалисты Ресурсного центра.На инклюзивных занятиях использовались методики, максимально адаптирующие учебный процесс к потребностям каждого ученика и обеспечивающие ему эффективное усвоение материала. Инклюзивные уроки способствовали развитию у детей навыков социального взаимодействия, самостоятельности и адаптации, что важно для их будущей успешной социализации.
Говорят учителя!
«Урок русского языка в 5 «Б» классе был проведен в условиях инклюзивного обучения. На уроке обучающиеся по общеобразовательной программе совершенствовали свои речевые навыки, написав сочинение по сюжетным картинкам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья развивали устную и письменную речь через создание текста поздравительной открытки. Цели урока были объединены патриотической направленностью используемых материалов. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями основана на принципах педагогического оптимизма, дифференцированного и индивидуального подхода, наглядности, деятельностного подхода в обучении, а также социально-адаптированной направленности образования.» Козлова Л. В., учитель.
«Представления о красоте, аккуратности и чистоте формируются у ребенка в семье. Именно здесь начинается эстетическое воспитание. В школе такое воспитание можно считать основой для занятий музыкой, изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Задачей педагога является развитие у ребенка способности наслаждаться искусством, удовлетворение от своего труда и чувство успеха.
20 февраля мой 5б класс принял участие в межрайонном мероприятии. Для гостей было проведено занятие "Подарок на счастье", на котором мы вместе с гостями изготовили сувенир-оберег – подкову для ветеранов, приурочив этот подарок к Дню защитника Отечества. У всех детей остались приятные эмоции и впечатления от занятия. Во время работы царила творческая атмосфера, все были увлечены работой, даже небольшие проблемы быстро решались, не нарушая рабочего настроя. Большое спасибо ребятам и гостям!» Шершнева М. И.
Итоги мероприятия подвели на совместном обсуждении. Учителя говорили о том, что работа Регионального ресурсного центра направлена на методическую поддержку педагогов в организации инклюзивных уроков. На таких занятиях преподаватели предоставляют возможность всем детям, включая тех, у которых есть особенности развития или ограничения, участвовать в учебном процессе и взаимодействовать друг с другом.
Инклюзивные уроки — это не только шаг к обеспечению равных прав детей на образование, но и поистине важное вложение в будущее общества, где каждый человек имеет право на равные возможности и достоинство.
13 декабря 2023 года в Региональном ресурсном центре по сопровождению образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья на базе Опочецкой специальной (коррекционной) школы – интерната был проведен День открытых дверей на тему "Формирование базовых учебных действий у обучающихся по АООП".
В мероприятии приняли участие педагоги, дети и их родители из Опочецкого, Пустошкинского, Пыталовского и Новоржевского районов. Учителям были представлены мастер - классы, позволяющие участникам получить знания о формировании БУД на примере различных уроков в школе, обсудить возможности их применения в процессе обучения. Ученики из муниципальных школ вместе со своими сверстниками были задействованы в мастер – классах и полностью погружены образовательный процесс. Ребята приобрели новых друзей и новый опыт общения, а педагоги и родители смогли увидеть своих детей абсолютно с другой стороны. Такие мастер-классы направлены на развитие компетенций педагогов, работающих с детьми, нуждающимися в коррекционной помощи и имеют важное значение для улучшения качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Благодарим всех участников за активное участие и вклад в развитие инклюзивного образования!
В октябре 2023 года Региональный ресурсный центр с радостью сообщает об обобщении и публикации своего опыта работы на платформе Смартека - единой цифровой платформе Ассоциации Стратегических Инициатив. Десятилетие детства 2023. Эта важная инициатива направлена на распространение знаний и эффективных практик среди образовательных учреждений и заинтересованных специалистов. На сайте Смартека доступны материалы, отражающие лучшие практики работы с педагогами, методические разработки, а также успешные кейсы внедрения инновационных подходов в образовательный процесс. Мы уверены, что наш опыт станет полезным ресурсом для многих и поможет в развитии образовательной среды. Приглашаем всех ознакомиться с материалами, делиться своими впечатлениями и подключаться к обсуждению! Ваши отзывы и идеи будут способствовать улучшению нашего взаимодействия и расширению горизонтов сотрудничества. С нетерпением ждем ваших откликов!
2022/2023 учебный год
Практико-ориентированный семинар «Соблюдение преемственности между этапами обучения – условие успешной реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью». 20 апреля 2023 года в онлайн семинаре приняли участие специалисты отделов образования Опочецкого, Себежского, Пустошкинского, Пыталовского, Пушкиногорского районов курирующие вопросы организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, директора/заместители директоров по УВР муниципальных школ, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, учителя/специалисты, работающие с детьми ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, слушатели курсов ПК «Создание специальных условий при организации образовательного процесса детей с ОВЗ (умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в условиях общеобразовательной организации».
К семинару произведено 23 подключения.
Содержание мероприятия:
Соблюдение преемственности между этапами обучения – условие успешной реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью.
Возрастные кризисы ребёнка, возрастные проблемы и их профилактика.
Преемственность начального и среднего звена в образовательном процессе детей с УО (ИН).
11 апреля 2023 года состоялся онлайн хакатон по теме: «Совершенствование профессиональных и личностных компетенций учащихся в современном инклюзивном образовании». Приняли участие администрация школы-интерната, специалисты РРЦ, администрация и педагоги УО «ВГИТК», специалисты отделов образования Опочецкого, Себежского, Пустошкинского, Пыталовского и Пушкиногорского районов, курирующие образовательный процесс детей с ОВЗ и детей-инвалидов, директора/или заместители директора по УВР муниципальных школ, где обучаются дети с ОВЗ и дети-инвалиды, учителя трудового обучения, работающий с детьми с ОВЗ.
Содержание мероприятия:
допрофессиональное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья – путь выбора будущей профессии;
реализация идей допрофессиональной подготовки в практике Опочецкой специальной (коррекционной) школы-интерната;
взаимодействие Регионального ресурсного центра с общеобразовательными учреждениями при организации допрофессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
работа УО «ВГИТК» в Республиканском инклюзивном проекте "Цветные сны" - изготовление эскизов, коллекции для демонстрации одежды для детей ГУО "Витебская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха";
участие в проекте и обучение детей основам демонстрации моделей происходит с участием обучающихся колледжа - реализуется принцип "равный обучает равного";
мастер - класс "Изготовление бутоньерки" как элемента декора модели инклюзивного проекта;
развитие профессиональных компетенций обучающихся в ходе участия в профессиональных конкурсах: конкурс профессионального мастерства "Лучший по профессии", "WorldSkills". Формирование профессиональных умений обучающихся от ступени профессионально-технического образования, участия в инклюзивных образовательных проектах до победы в Областном этапе конкурса профессионального мастерства "WorldSkills".
Практико-ориентированный семинар «Организация образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью в практике педагогов». 24 марта 2023 года в онлайн семинаре приняли участие специалисты отделов образования Опочецкого, Себежского, Пустошкинского, Пыталовского, Пушкиногорского районов курирующие вопросы организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, директора/заместители директоров по УВР муниципальных школ, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, учителя/специалисты, работающие с детьми ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, слушатели курсов ПК «Создание специальных условий при организации образовательного процесса детей с ОВЗ (умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в условиях общеобразовательной организации». К семинару произведено 24 подключения.
Содержание мероприятия:
Оценка достижений образовательных результатов обучающихся с УО (ИН). Предметная область «Математика».
Оценка достижений образовательных результатов обучающихся с УО (ИН). Предметная область «Русский язык».
Коррекционно-развивающая область и основные коррекционные предметы АООП.
28 февраля 2023 года проведено практико-ориентированное мероприятие по теме «Технологии обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта».
Продолжительность мероприятия - 2 часа. В работе приняли участие 27 человек из пяти муниципалитетов. На мероприятии представлены следующие тематики.
Повышение качества индивидуального обучения учащихся с УО (ИН). Организация коррекционно-развивающей среды при обучении на дому.
Особенности организации дистанционного образования обучающихся с УО (ИН).
Формы взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с УО (ИН).
Проблемы поведения обучающихся с УО (ИН) в процессе обучения и воспитания.
14 февраля 2023 год. Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат и Витебский государственный индустриально-технологический колледж заключили договор о сотрудничестве.
Сотрудничество будет осуществляться по таким направлениям как использование педагогических технологий в допрофессиональном, профессиональном и инклюзивном образовании; повышение профессиональной компетенции педагогов и мастеров в рамках психолого-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования; организации совместных мероприятий Регионального ресурсного центра по сопровождению образовательного процесса детей с ОВЗ на базе ГБОУ «Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат» и Центра компетенций УО «ВГИТК».
14 февраля прошла встреча (on-line) администрации школы-интерната и колледжа.
Организации презентовали работу своих образовательных учреждений, представили направления деятельности Регионального ресурсного центра и Центра компетенций. В ходе встречи обсудили детали реализации Плана международного сотрудничества.
Педагогическая мастерская "Использование коррекционно-развивающих технологий в организации образовательного процесса детей с ОВЗ".
14 декабря 2022 года в Региональном ресурсном центре по сопровождению образовательного процесса детей с ОВЗ на базе Опочецкой специальной (коррекционной) школы – интерната прошли педагогические мастерские на тему «Использование коррекционно-развивающих технологий в организации образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
В мероприятии приняли участие педагоги из Опочецкого, Себежского, Пустошкинского районов. Учителям были представлены открытые уроки и коррекционно-развивающие занятия. Все уроки педагогов были проведены с использованием технологий сотрудничества, информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий.
Педагоги уделяли большое внимание формированию специфических для каждой предметной области умений. На занятиях были представлены различные виды деятельности, мотивирующие обучающихся к постижению нового материала. Все уроки и занятия получили высокую оценку коллег. Педагогические мастерские – это особая модель профессионального развития педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Такой формат проведения мероприятия позволяет приобрести учителям на практике высокие профессиональные компетенции.
Совместная работа участников педагогических мастерских способствует созданию эффективной системы непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Так, педагогам, успешно завершившим обучение на курсах по теме «Создание специальных условий при организации образовательного процесса детей с ОВЗ (умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)) в общеобразовательном учреждении», проходивших на базе ресурсного центра, были вручены удостоверения о повышении квалификации.
Курсы повышения квалификации по программе дополнительного образования «Создание специальных условий при организации образовательного процесса детей с ОВЗ (умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в условиях общеобразовательной организации» проведены в объёме 72 ч. (сентябрь - ноябрь 2022 года). Программа предназначена для специалистов системы общего образования, которые осваивают программу повышения квалификации для обеспечения качественного и доступного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Целью программы является совершенствование педагогическими работниками профессиональных компетенций, необходимых слушателям для повышения эффективности образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Слушатели, успешно освоившие курс, должны в итоге научиться организовывать образовательную деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями действующего законодательства, получить представление о переходе образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Количество слушателей: 25 человек из муниципалитетов Псковской области.
Выдано 25 удостоверений ПОИПКРО о повышении квалификации.
Специалисты Регионального ресурсного центра по сопровождению образовательного процесса детей с ОВЗ провели выездное мероприятие в Пушкиногорской СОШ им. А.С. Пушкина.
24 октября 2022 года в Пушкиногорской СОШ им. А.С. Пушкина специалисты Регионального ресурсного центра по сопровождению образовательного процесса детей с ОВЗ в общеобразовательных школах – структурного подразделения на базе Опочецкой специальной (коррекционной) школы-интерната – провели выездное мероприятие «Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями интеллекта как условие их успешного овладения АООП».
Специалисты центра обсудили со слушателями вопросы, раскрывающие особенности реализации АООП в рамках требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Было отмечено, что программа воспитания является неотъемлемой частью АООП. Также познакомились с содержанием работы узких специалистов в контексте ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Педагоги Пушкиногорской СОШ получили компетентные ответы на интересующие их вопросы.
Региональный ресурсный центр по сопровождению образовательного процесса детей с ОВЗ в общеобразовательных школах оказывает помощь и поддержку образовательным учреждениям, в которых обучаются дети с ОВЗ. В рамках работы Ресурсного центра проводятся курсы повышения квалификации, практико-ориентированные семинары, педагогические мастер-классы, открытые уроки, консультации для всех участников образовательного процесса детей с ОВЗ.
Отметим, что адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) — это образовательная программа общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанная на основе ФГОС обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся.